Все башенные краны, которые применяются в капитальном строительстве, делятся на мобильные и стационарные. Первые могут перемещаться по специально предназначенным для них рельсовым путям, а также перевозиться к объекту на одном автомобиле посредством подкатной тележки.
Стационарные краны работают на одном месте, обладают большим вылетом стрелы, могут поворачиваться вокруг своей оси с помощью специального продуманного поворотного механизма. К стационарным можно отнести и самоподъемные устройства, которые монтируются на каркасе строящегося здания и в процессе работы перемещаются по нему вверх-вниз, осуществляя быструю доставку тяжеловесных строительных материалов.
К стационарным и мобильным кранам, которые используются для возведения современных зданий, предъявляются следующие требования:
- минимум пространства, необходимого для установки оборудования;
- высокая скорость и простота монтажа;
- большая высота башни;
- высокая скорость подъема и опускания грузов, максимально простое и понятное управление краном;
- максимальная площадь обслуживания.
Сегодня в России в основном используется башенное крановое оборудование зарубежного производства, которое полностью соответствует всем вышеперечисленным требованиям. Нередко встречаются и отечественные краны, которые изготавливаются в Санкт-Петербурге, Одинцово, Барнауле, Ухте, Челябинской области, а также на Никопольском краностроительном заводе в Украине.